Версии сайта для слабовидящих

Статья в сборнике к III Всероссийской научно – практической конференции в ГОУ ВО МО МГОГИ

« Назад

29.11.2014 03:02

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО

Авторы статьи: заведующий МАДОУ №11 «Колокольчик» Коваленко Светлана Михайловна, 

                      старший воспитатель МАДОУ №11 «Колокольчик» Коротунова Марина Андреевна 

    Проблема преемственности между ДОУ и  начальным  образованием давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе.Её надо рассматривать в контексте подходов к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и Федеральных государственных образовательных стандартов начального образования.Понятие преемственности трактуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. - это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Поэтому необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.Программы детского сада и начальной школы отличаются по цели. У  программы детского сада – это создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. На этой основе формируются навыки учебной деятельности в разных формах (игре, экспериментировании, наблюдении, воображении). Программа же начальной школы главной целью ставит обучение детей конкретным навыкам (письму, чтению). Преемственность в работе школы и детского сада предусматривает использование комплексных программ, обмен опытом, поиск оптимальных путей совершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к знаниям, учебной деятельности. Программы, как детского сада, так и начальной школы должны комплексно решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи, поэтому необходимо предусматривать преемственность в содержании по всем темам обучения.    Введение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС НОО) начального общего образования – важный этап преемственности детского сада и школы.Целевые ориентиры ООП выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.Изменяется роль учителя и ученика в учебно-воспитательной работе. В процессе обучения не ученик подстраивается под сложившийся стиль учителя, а учитель, обладающий более разнообразным технологическим инструментарием, подстраивает и согласовывает приемы и методы с познавательным стилем ребенка. Учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнеры. Нет субъектов и объектов обучения, а есть школа сотрудничества.

Для осуществления преемственных связей необходимо:

1.Укрепление здоровья детей;-  обеспечение эмоционального благополучия каждому ребёнку;-организация двигательной активности детей. 

2. Формирование положительной мотивации:- проведение занятий в форме - игры.

3. Формирование предпосылок учебной деятельности;- восприятие инструкций;- планирование деятельности;- умение выполнять задание до конца;- способность выполнять задание в течение определённого времени.

4. Развитие познавательных функций:-речь;- внимание;- память;- восприятие;- воображение;- мышление.

5. Организация разнообразных форм занятий:- наблюдение;- работа парами;- работа по подгруппам;

6. Активизация любознательности и инициативности детей:- умение задавать вопросы;- высказывание собственных суждений;- умение делать простые практические выводы.

7. Организация сотрудничества детей и педагогов.

8. Создание предметно - развивающей среды.

   Необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной сферы относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.Основными целями образования становится формирование и развитие свободной и культурной личности, адаптация к жизни общества, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения, любви к окружающей природе, Родине, семье. Осуществление этих целей должно происходить в едином образовательном пространстве, начиная с дошкольного образовательного учреждения.Перед воспитателем детского сада на дошкольной ступени, а далее и учителем начальной школы наI ступени обучения стоит задача раннего раскрытия и формирования интересов и способностей учащихся к научно-поисковой, проектной деятельности.Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно - воспитательного пространства, ориентированного на развитие дошкольников, а в дальнейшем и школьников и их самореализацию в деятельности. Метод проектов способствует развитию любознательности и стремления находить объяснения своим наблюдениям, учит задавать вопросы и находить ответы, а затем проверять правильность своих ответов путём анализа информации, проведения исследований, тем самым формирует развитие интеллектуальных способностей. Дошкольники и младшие школьники очень любознательны, поэтому проектная деятельность как нельзя лучше вписывается в учебно-воспитательный процесс. Преемственность между всеми звеньями образования является основным условием обеспечения непрерывности образовательно - воспитательного процесса, позволяющая установить связь между тем, что достигнуто ребенком, и дальнейшим его развитием, совершенствованием на основе сохранения того ценного, без чего невозможно движение вперед. В соответствии ФГОС 

«Портрет выпускника: дошкольник – начальная школа» выглядит так: 

Дошкольник Начальная школа
Деятельный и активный Присутствует исследовательский интерес
Любознательный Коммуникативен
Инициативный Ответственен
Открытый внешнему миру Уважительное отношение к окружающим
Доброжелательный  и отзывчивый Развиты навыки самоорганизации и здорового образа жизни
Уверен в своих силах  

     Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.      Специалисты выделяют три направления подготовки детей дошкольного возраста к школе, обеспечивающих преемственность: - всестороннее воспитание и развитие;

- формирование психологической готовности к обучению в 1 классе;

- формирование учебной мотивации. Формирование у до­школьника готовности к школьному обучению  должно происходить не на содержательном, а на деятельностном уровне, т.е. наличие сформированности  умений учиться как фундаментальных новообразований дошкольного детства, обеспечит пси­хологическую готовность ребенка к школе, как с дидактической, так и с пси­хологической точки зрения (поскольку учебная мотивация является одной из составляющих понятия «учебная дея­тельность»).

 Безусловно, данный под­ход к решению проблемы кажется невероятным и неправдоподобным, по­скольку в дошкольной педагогике не только не рассматривались вопросы формирования и развития учебной дея­тельности ребенка, но и в целом пробле­ма организации развивающего обуче­ния дошкольников кажется многим спе­циалистам дошкольного образования весьма сомнительной. Главную отрица­тельную роль в становлении такого от­ношения к развивающему обучению до­школьников играет, на наш взгляд, при­вычка к традиционному толкованию обучения как формирования знаний, умений и навыков предметного характера, причем традиционными репро­дуктивными методическими приемами. Вся работа с детьми дошкольного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивиду­альности каждого ребенка.

Для  решения данной проблемы необходимо выполнение следующих этапов:

1. Заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности;

2. Составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности;

3. Проведение профилактических мероприятий, таких как: "День открытых дверей", "День Знаний", совместные праздники и т.д.;

4. Работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей); 5.Проведение ТПМПК, с участием специалистов детского сада и школы (воспитатели, учителя будущих первоклассников, педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники, старшие воспитатели, заместители директора);

6.Планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе;

7. Проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.

Преемственность возможна на основе учёта того общего, что объединяет две ступени развития. Успешность реализации преемственности определяется рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной средой. По определению Д.Б. Эльконина,  дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.  

Литература

1.       Должикова Р. А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н., Ищенко И.П. «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008.

2.       Выготский Л. С. «Избранные психологические исследования» (Проблема обучения и умственного развития ребенка в школьном возрасте), Москва, 1956.

3.       Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.  (Институт общей и педагогической психология АПН СССР, Москва), Вопросы психологии. – 1971. – №4.

4.       Осуществление преемственности между дошкольным и начальным общим образованием // Справочник старшего воспитателя. №2, 2008г.

5.       Преемственность между детским садом и школой // Справочник старшего воспитателя. №10, 2010г. 



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить