Версии сайта для слабовидящих

Статья в сборнике к IV Международной научно-практической конференции в ГОУ ВО МО ГСГУ

« Назад

18.11.2015 23:08

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Кожемякина О.В. - учитель-логопед

Панарина С.А. - педагог-психолог  

      Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии, в т.ч. и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья детский коллектив является самым мощным ресурсом развития. От того, как станут относиться к ребёнку другие дети, во многом будут зависеть его мотивация к образовательной деятельности и душевное состояние. Совместное воспитание детей с разным уровнем возможностей, позитивно влияет на опыт взаимодействия детей друг с другом, на построение их взаимоотношений. В связи с этим работа по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей в условиях ДОУ должна занимать исключительное положение. Чем раньше будут выявлены отклонения в развитии и своевременное начало коррекционно-развивающей работы, психолого-педагогическая и медицинская поддержка такого ребёнка, тем улучшится дальнейшая жизненная траектория развития ребёнка с ОВЗ. Наличие в семье ребёнка с различными ограничениями в здоровье усиливает психологические, эмоциональные, физические, социальные и другие нагрузки на всех членов семьи, выступая в качестве постоянного источника стресса, который может приводить к депрессии одного или обоих супругов, что неизбежно отражается на внутрисемейных отношениях. Частые конфликты, враждебно-равнодушная атмосфера, складывающаяся дома, - всё это отрицательно сказывается на развитии ребёнка. Дети оказываются в ситуации депривации родительского внимания, что способствует риску дисфункционального состояния. Определённые стороны взаимоотношений родителей с детьми определяют становление соответствующего родительского отношения и негативных воспитательных стратегий, которые непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей. Стадии развития семей с ребёнком с ОВЗ отличаются качественным своеобразием. Дети с ограниченными возможностями медленнее достигают определённых этапов жизненного цикла, а иногда вовсе не достигают. В связи с этим, помощь данной категории детей требует и социально – педагогической поддержки их семей. Педагогам во взаимодействии с детьми и их родителями важно создать атмосферу психологического комфорта, окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально значимое общение, организовать комплексную социально – педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития и социализации. Коррекционная работа с социальной микросредой ребёнка – это комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности ребёнка. Специалисты сопровождения выступают посредниками между родителями и ребёнком. Различные коррекционные методы и приёмы, привлекая родителей к активному сотрудничеству, оказывают комплексную помощь в семье в создании стимулирующей и развивающей домашней среды. В свою очередь данные методы способствуют оптимизации эмоционального состояния родителей, нормализует стиль детско-родительских отношений, положительно влияет на со­циальную ситуацию развития ребенка. Повышается качество жизни семьи, а также оптимизация развития и интеграция ребёнка в социум. Как мы уже отмечали ранее, цель специалистов ДОУ – создание оптимальной системы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, создание условий, способствующих эмоциональному благополучию ребёнка, и оказание социально – педагогической помощи его родителям. Сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ, включает в себя несколько аспектов, а именно:

1.     сбор информации и составление банка данных о детях с ОВЗ;

2.     повышение психолого-педагогической и профессиональной компетенции педагогов ДОУ;

3.     проведение психолого - педагогической диагностики детей;

4.     составление адаптированных ин­дивидуальных коррекционно-развивающих программ;

5.     консультирование и просвещение родителей;

6.     помощь родителям в выборе технологии воспитания и развития детей с ОВЗ;

7.     информирование родителей о результатах работы с детьми;

8.     проектирование последующей работы с детьми.

 Ранее упомянутая психодиагностика нарушений развития позволяет своевременно выявлять детей с психофизическими недостатками и разрабатывать программы индивидуальной коррекции для данной категории детей. Содержание программ разрабатывается на основе ряда принципов, а именно: принципа гуманистической направленности (отношение педагога к детям и подросткам как к ответственным субъектам собственного развития; стратегия взаимодействия, основанная на  субъект – субъективных отношениях), природосообразности (воспитание детей сообразно их полу, возрасту, ограниченным возможностям здоровья, формирования ответственности за развитие самих себя, за последствия своих действий и поведения); культуросообразности (воспитание основывается на общечеловеческих ценностях); эффективности социального взаимодействия (расширение сфер общения, формирование социально-бытовых умений и навыков); сотрудничества с родителями. Вся работа по системе комплексного сопровождения детей с ОВЗ ведется в рамках психолого-медико-педагогического конси­лиума (ПМПк) ДОУ, в соответствии с требованиями к их документации. К специалистам сопровождения при коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ предъявляются следующие требования:

1.     учитывать возрастные особенности детей и зону их ближайшего развития; 2.     сочетать индивидуальную работу с ре­бенком и совместную деятельность с детьми;

3.     основываться на результатах комплексной психолого-педагогической диагно­стики;

4.     учитывать возможность и необходимость организации работы всех специали­стов одновременно;

5.     учитывать необходимость оценки эффективности коррекционного воздей­ствия, как в процессе реализации, так и по его завершении;

6.     проведение психолого-педагогических занятий в щадящем режиме.

      В связи с этим для эффективной работы специалистов должны быть созданы условия в ДОУ для сопровождения детей с ОВЗ, такие как: информационная и методическая помощь педагогам и родителям детей с ОВЗ; внесение в план работы ДОУ диагностиче­ских (учёт закономерностей развития, возрастных и индивидуальных особенностей детей), профилактических и коррекционных мероприятий (сочетание индивидуального подхода с групповыми формами работы); создание условий для взаимодействия специалистов и родителей (компетентность и соблюдение принципов взаимосвязи); создание атмосферы взаимопомощи и поддержки в ДОУ при организации различных мероприятий (ориентация на позитив в поведении и характере ребёнка); финансовая поддержка. Юридическое направление так же является «сегментом» поддержки и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей. Если в штате ДОУ есть юрист, то его функционал заключаются в следующем: ознакомление родителей с их юридическими обязанностями перед ребёнком, доведение информации до родителей об юридических правах ребёнка, осуществление правового сопровождения ребёнка при решении жилищных и наследственных дел. Если же в штате ДОУ нет юриста, то социальный педагог при работе с семьей ребёнка с ОВЗ, выступает в трех основных ролях: советник — информирует семью о важности и возможностях взаимодействия родителей и детей в семье, рассказывает о развитии ребенка, дает педагогические советы по его воспитанию; консультант — консультирует по вопросам семейного законо­дательства, вопросам межличностного взаимодействия в семье, ин­формирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью, разъясняет родителям способы создания усло­вий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье; защитник — отстаивает права ребенка в случае, когда приходит­ся сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкого­лизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствия внимания и человеческого отношения родителей к детям. Таким образом, семья и детский сад — два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребенку социальный опыт, но только в со­четании друг с другом они создают оптимальные условия для вхож­дения маленького человека в большой мир. Для ребёнка – это: позитивная адаптация к условиям ДОУ, динамика психического, физического, интеллектуального развития при актив­ном включении в коррекционно-развивающую работу, эффективное формирование нарушенных функций, развитие личности ребенка, развитие навыков общения, приобретение социального опыта. В свою очередь для педагогов – это: развитие психолого-педагогической компетентности, понимание специфики работы с детьми с ОВЗ, профессиональное самосовершенствование и самореализация через исполь­зование эффективных форм, методов и приемов работы, разработку индиви­дуальных программ развития детей с ОВЗ на основе психолого-педагогиче­ского прогнозирования; приобретение навыков работы в системе комплексного сопровождения де­тей. Ну и наконец, для родителей – это: получение квалифицированной медико-психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ, адекватность установок в отношении перспектив ребенка, информированность о результатах коррекционно-развивающей работы с ре­бенком, в т. ч. в рамках ПМПк ДОУ, приобретение основ психолого-педагогических знаний по воспитанию ре­бенка с ОВЗ, получение психологической поддержки по гармонизации детско-родительских отношений. В заключение отметим, что использование в работе ком­плексного сопровождения детей с ОВЗ дает специалистам возможность понять свои успехи и неудачи, пересмотреть некото­рые методы взаимодействия, используемые с детьми и родителя­ми, профессионально совершенствоваться и пополнять свои зна­ния.

Литература:

1. Волковская Т.Н. Организационно-методические основы психологической помощи лицам с недостатками речи. – Москва: Национальный книжный центр, 2011. – 144 с.

2. Левченко И.Ю., Забрамная С.Д., Психолого-педагогическая диагностика лиц с ограниченными возможностями здоровья. – Москва: Изд.центр «Академия», 2013. – 336с.

3. Левченко И.Ю., Киселёва Н.А., Психологическое изучение детей с нарушениями развития. – Москва: Национальный книжный центр, 2013. – 152с. 4. Ткачёва В.В., Архипова Е.Ф., Психолого – педагогическое сопровождение семьи ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. – Москва: Изд. Центр «Академия», 2014. – 272с.

5. Староверова М.С., Инклюзивное образование настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. – Москва: Владос, 2011. – 168 с.

6. Шерер Н.А., Социальное развитие детей 5 – 6 лет с ОНР. – Москва: ТЦ «Сфера», 2011. – 64с.



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить