Версии сайта для слабовидящих

Дыхательная гимнастика

IMG_1349 IMG_1350

IMG_1352 IMG_1351

IMG_1353 IMG_1354

IMG_1355  IMG_1356

IMG_1357  IMG_1358

 

Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания

Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом.

Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.  

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию

правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей.

Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры,

улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.

 

При занятиях необходимо соблюдать следующие правила      

Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.    

Выдох должен быть длительным, плавным.     Необходимо следить, чтобы не надувались щёки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками).    

Затем усложните упражнение: во время выдоха язык пусть лежит на нижней губе.                  

Не переусердствуйте! Достаточно 3 – 5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.

Футбол

Из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота - два кубика.

Ребенок дует на «мяч», пы­таясь «забить гол». Вата дол­жна оказаться между куби­ками.  

Ветряная мельница    

Для этой игры необходи­ма игрушка - мельница из песочного набора или вер­тушка. Ребенок дует на ло­пасти игрушки, взрослый сопровождает его действия стихотворным текстом:

Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи туч!                                               А. С. Пушкин

Снегопад  

Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предло­жите ребенку устроить снего­пад у себя дома.Положите «снежинку» на ладошку ре­бенку. Пусть он правильно сдует ее.

Снег, снег кружится, Белая вся улица!

Собралися мы в кружок,

Завертелись как снежок.  А. Барто

Листопад  

Вырежьте из тонкой цвет­ной бумаги желтого и крас­ного цветов осенние листья: дубовые, кленовые, березо­вые (можно использовать на­стоящие листья деревьев).

Предложите ребенку устроить листопад дома, сдувая ли­сточки аналогично снежин­кам с ладони.             .

Бабочка  

Вырежьте из бумаги не­сколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Про­изнесите вместе с малы­шом русскую народную по­говорку:

Бабочка-коробочка, Полети на облачко, Там твои детки -На березовой ветке!

Затем предложите подуть на бабочку длительным плав­ным выдохом, «чтобы она полетела».

Кораблик  

Пуская бумажный кораблик в тазу с водой, объясните ребёнку, что для того, чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть плавно и длительно. Заканчивая игру, произнесите вме­сте с ребенком:

Ветер, ветерок, Натяни парусок! Кораблик гони До Волги-реки!                                              Русская народная поговорка  

Живые предметы  

Возьмите любой предмет (карандаш, машинка  или деревянную катушку от использованных ниток). Положите выбранный вами предмет на ровную поверхность (например, поверхность стола). Пред­ложите ребенку плавно подуть на карандаш, машинку или катушку. Предмет покатится по направлению воздушной струи.

Задуй свечу  

Предложите ребенку задуть горящую свечу. Во время вы­полнения им упражнения необходимо следить за плавностью выдоха и вместе с тем его достаточной интенсивностью.

Одуванчик  

Упражнение проводится на улице во время цветения одуванчиков(если нет аллергии). Взрослый предлагает ребёнку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Следите за правильностью выдоха!

 

Шторм в стакане  

Необходима соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладётся соломинка, конец которой опускается в стакан с водой.

Ребёнок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щёки не надувались, а губы были неподвижны.

Чей пароход гудит лучше?  

Для игры необходимы стеклянные пузырьки. Взрослый один пузырёк берёт себе, а другой даёт ребёнку. Взрослый показывает, как можно погудеть в пузырёк. Надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка, пузырёк касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. После показа взрослый предлагает изобразить гудок ребёнку. Если гудок не получается, значит, ребёнок не соблюдает одно из данных требований.

Дыхательно – голосовые упражнения

(примерный комплекс)

Каждое упражнение выполняется по 3 – 10 раз.      

Глубокий вдох через нос – продолжительный выдох через рот.      

«Заморозим подбородок» - втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку, выполнять молча и на одном выдохе.      

«Заморозим ладошку» - растянуть сомкнутые губы, тыльную сторону ладони подставить под подбородок, длительно дуть на одном выдохе по подбородку на тыльную сторону ладони.       Повторить упр.2,3 с дополнением: шёпотом произносить слог ФА на одном усиленном выдохе.      

«Погреем ладошки» - руки согнуты в локтях, ладони впереди на расстоянии 15-20 см от рта, дуть тёплым воздухом на ладони.      

Повторить предыдущее упражнение с дополнением: шёпотом на одном усиленном выдохе произносить слог ХА.      

Длительное произнесение на одном выдохе гласных звуков сначала тихим, затем громким голосом: А (Э), У (О), Ы, И.  

Последовательность произнесения может меняться. В течение нескольких дней звуки проговариваются вместе со взрослым, но обязателен контроль положения артикуляционной позы (губ) в зеркале. В дальнейшем (через неделю, две, месяц…) участие взрослого сводится только к беззвучному показу ребёнку артикуляционной позы гласного звука.

Ребёнок отгадывает и самостоятельно произносит.      

Произнесение на одном выдохе сочетаний из 2, затем 3 гласных звуков:

АУ, УА, АО, ОА, АИ, ИА, УИ, ИУ …

АУИ, АИУ, УАИ, УИА, АОИ, АИО, ОАИ, ОИА…      

Произнесение на одном выдохе одинаковых слогов: 

ФА – ФА, ХА - ХА… ФА – ФА – ФА, ХА – ХА - ХА…  ФА - ФА --------- ФА – ФА – ФА…  ХА - ХА ---------- ХА – ХА – ХА   Произнесение на одном выдохе слогов с разными гласными:  ХА – ХО – ХИ…  ХО- ХИ – ХА…  ХИ – ХА – ХО…    ФА – ФО – ФУ – ФЫ…  ФО – ФУ – ФЫ – ФА…  ФУ - ФЫ – ФА – ФО…  ФЫ – ФА – ФА - ФУ…  

Примечание: берутся звуки Х,Ф так как они наиболее легки в произношении и практически почти всегда бездефектны.