Комплекс упражнений для развития подъязычной уздечки
Подъязычная уздечка должна иметь длину 1,5 см. Если уздечка укороченная, то нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх. Это звуки Ш – Ж – Щ – Ч – Л – ЛЬ – Р – РЬ. Не спешите подрезать уздечку. Она очень эластичная и растягивается от специального комплекса упражнений. Однако если уздечка слишком укорочена, возможно и понадобится хирургическое вмешательство, так как это может стать причиной неровного роста зубов. В любом случае необходимо проконсультироваться с ортодонтом. Итак, если уздечка слегка укорочена и это является причиной дефектного произношения звуков, выполняйте каждый день следующие упражнения:
1. Маляр Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
Красить комнаты пора. Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем, Маляру мы помогаем.
2. Барабан Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчётливо произносить звук д-д-д. Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться.
Очень часто при выполнении этого упражнения рот у ребёнка закрывается. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щётки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).
3. Грибок Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка.
Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упр. «Лошадка». В пощёлкивании улавливается нужное движение языка.
4. Лошадка Улыбнуться, открыть пот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой. В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду, А соседки дома нету.
5. Гармошка Положение языка как в упр. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот. На гармошке я играю, рот пошире открываю, к нёбу язычок прижму, ниже челюсть отведу.
6. Дотянись до носа Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.