Версии сайта для слабовидящих

Консультации для воспитателей

Круглый стол для педагогов (ноябрь 2015)

Выступление на ГМО воспитателей раннего возраста

Роль логопедических технологий в развитии речи детей


Ребёнок не говорит. Ребёнок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трёхлетний ребёнок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребёнок догонит сверстников, заговорит сам.И очень ошибаются.
Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребёнка. Однако если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьёзные проблемы можно успешно решить.
Речь – такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, голос и дыхание должны быть координированы в работе.
И.М.Сеченов писал, что «…всякое ощущение по природе смешанное…К нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими».
Взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики подчеркивается многими специалистами. Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.
Одной из важнейших характеристик речи является ее темп и ритм. Послоговой речевой ритм является равномерно повторяющимся, по своим механизмам он является родственным ходьбе, дыханию, сердцебиению.
Логоритмические упражнения способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, развитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывают благоприятное воздействие на формирование пространственных представлений. Логопедическая ритмика предполагает коррекцию координации движений и речи.
Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, регулированию ритма речи, профилактике и преодолению таких речевых расстройств, как нарушение темпа речи, смазанность, нечеткость звукопроизношения, заикание.
Педагоги, воспитатели могут проводить логоритмические упражнения на разных этапах занятий: перед началом, в процессе (физкультминутка), после занятий. А также во время утренней гимнастики, на музыкальных занятиях, на занятиях по физической культуре.
Все упражнения просты для выполнения. Упражнения направлены на согласование речи с движением. Ребенок, сопряжено со взрослым, на каждый слог синхронно совершает движения руками, ногами, ладошками:
Например, ребенок читает хорошо знакомое стихотворение А.Барто, каждый слог отхлопывая ладошками:
У-РО-НИ-ЛИ-МИ-ШКУ-НА ПОЛ
О-ТОР-ВА-ЛИ-МИ-ШКЕ-ЛА-ПУ…
Или шагает на месте, скандируя:
НЕТ.-НА-ПРА-СНО-МЫ-РЕ-ШИ-ЛИ
ПРО-КА-ТИТЬ-КО-ТА-ВМА-ШИ-НЕ…
Или плавно дирижирует одной или двумя руками:
И-ДЕТ-БЫ-ЧОК,-КА-ЧА-ЕТ-СЯ
ВЗДЫ-ХА-ЕТ-НА-ХО-ДУ…
Ребенку можно предложить представить себя артистом, который читает стихи на сцене в детском театре, и его внимательно слушают маленькие дети. Благодаря этому речь станет более выразительной и громкой, а занятие превратится в интересную игру.


Роль мелкой моторики в развитие речи детей


Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Это доказано рядом исследователей (М.И. Кольцова, Е.И. Исенина, А.В. Антакова-Фомина и др.).
Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения.
Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов.

Развитию ручной моторики способствуют также:

*Занятия с пластилином, глиной, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором;
*Нанизывание бус, бисероплетение;
*Выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев;
*Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы;
*Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка;
*Рисование по точкам, пунктирным линиям;
*Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.
*Выкладывание рисунков из пуговиц разного размера.
* Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке.
* Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой.
* Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.
* Игры с рисованием.
*Игры с предметами домашнего обихода.
* Игры – шнуровки.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Для развития интеллектуальных и речевых возможностей ребёнка наряду с традиционными методиками мы используем самые разнообразные нетрадиционные технологии и средства развития. Одной из таких нетрадиционных технологий является Су - Джок терапия («Су» - кисть, «Джок» - стопа). Актуальность использования данного массажёра у дошкольников позволяет не только повысить интерес к занятию, но и оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым способствуя развитию речи.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека зоны, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.


Развитие речевого дыхания


Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Запомните параметры правильного ротового выдоха:

- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.